Гісторыя школы
Школа в Навозах Польская. Из общего количества детей школьного возраста 74 школу посещают 54. Система преподавания предметная. Учительница беспартийная но в партию стремится, посещает партсобрания Щедринской ячейки и уже подала анкету. Но в общем учительница – слабая, плохо владеет польским языком. Уровень политического развития крайне низкий. В общественной работе не имеет никакого опыта. Все эти крупные недостатки она искупает старательностью, искренним стремлением развиться и работать на общественном поприще. Никакой общественной работы школа не проводит, если не считать редких спектаклей проводимых силами школьников. В общем нужно сказать, что население удовлетворено уже самым фактом существования у них школы. Правда, приходилось слышать мнение отдельных крестьян – белоруссов, что школа должна быть не национально-польской, а смешанной. Но это случаи единичные и большого значения им предавать нельзя.
Польская изба-читальня, находящееся в деревне Малиновке которая должна распространять свое влияние среди всего польского населения сельсовета (деревни Малиновка Навозы, Селиба)[2] – фактически не вынесла работы за пределы Малиновки. Никакой связи с Навозами не держит. “Красный уголок” в Навозах до сих пор не ораганизован. Условия работы избы-читальни и школы в Малиновке чрезвычайно тяжелые. И к той и к другой – малиновское население относится как к обузе навязанной им Соввластью, с которой до поры до времени нужно мириться.
Как видно из отчета и из воспоминаний жителей, до войны обучение в школе и учебники были на польском языке. Это было связано с политикой национальных школ проводимой в СССР – образование на национальных языках. В 1927 году в четырех классах школы училось 54 ученика: 23 мальчика и 31 девочка[3]. Из них 35 поляков, 18 белоруссов, и один русский. Однако в Беларуси понятие национальности было довольно сложным, и можно сказать еще только формировалось. В Навозах (и регионе в целом) под национальностью понимали вероисповедание: католики – поляки, белорусы – униаты или православные, русские – православные или староверы. Однако похоже что организаторы школ не понимали этих нюансов и получилась ситуация когда в школе преподавали на языке которого никто из деревенских не знал. Из того же отчета Квапинского: “Польский язык забыт почти совсем и в обиходе никогда не употребляется. На польском языке произносятся только молитвы заученные когда-то наизусть”. Все польские школы были ликвидированы либо преобразованы в белорусские в 1935–1939 годах во время репрессий “польской акции”[4]. Вероятно тогда же Навозовская школа стала белорусской.
Но кто же была первая учительница школы в Навозах? Пока этого выяснить не удалось. Однако в воспоминаниях сохранилась память об учителе Жуковском. Рассказывают что он был выпускником Минского Польского Педагогического Техникума[5] с которого на практику отправляли молодых учителей в разные населенные пункты, в том числе и в д.Навозы. Быть учителем в те времена было очень почетно. Он жил в доме у Калиновского Иосифа, снимая одну комнату. Для него хозяева готовили, стирали и убирали. Учитель умел играл на кларнете. Женился на Калиновской тетке Настазе Калиновской старшей сестре. Юлиной бабушки родной сестре. Потом с семьей уехал в Минск. Леокадия Николаевна Калиновская училась в 1-м классе у Жуковского.
В какое-то время ранее 1933-го года директором школы в Навозах был Степан Венедиктович Карий (р. 1894 в г. Львов). Его критиковали за то что он не проводил коммунистического воспитания, а также за то что критиковал преподавание на польском языке (Карий выступал за обучение на русском). Уже в 1933-м он был учителем польской школы в Шатилках, где его также критиковали за то что не участвовал в работе колхоза и не организовывал антикулацкую пропаганду. Карий был репрессирован по сфабрикованному “делу учителей” 1936 года. Его арестовали 26-го февраля одновременно с учителями школ Чиркович и Какеля, жителей Бобруйска, Успалищ. 3 марта был арестован А.И. Некрашевич – бывший полицейский (до революции), а в 30-х работник колхоза «Ударник» в Навозах. Всего было арестовано 12 человек. Арестованные обвинялись в принадлежности к контрреволюционной организации главой которой являлся С.Б. Кары. Все члены организации якобы вели контрреволюционную агитацию среди населения, направленную против политики партии и мероприятий советской власти. Суд состоялся 19-21 сентября 1936 года. Многие признали себя виновными, в том числе Кары С.Б. Однако Некрашевич А.И написал обжалование на решение суда, а также написал Сталину, но безуспешно. О дальнейшей судьбе Некрашевича неизвестно. Карий был реабилитирован 15 июля 1965-го года[6].
По воспоминаниям жителей, в 1937 -1938 гг. директором школы была Сабина Францевна Калиновская (после женитьбы Чиженок). Также возможно в школе преподавала сестра ее отца – Ядя[7] Францевна. Во время войны из за дождей прохудилась школьная крыша, разлезлись стены и разрушилось здание. Дети стали учиться на дому у деревенских. У кого были большие дома, отдавали переднюю большую часть дома – «передняя хата» – под школу. И в нескольких домах обучались дети. Например, учились в большом доме Юзика Калиновского[8]. А последняя “домашняя” школа была в доме Виктора Свирского, соседа Язвинского. Ориентировочно в 1961-1962 построили отдельное деревянное здание для школы в котором и учились деревенские дети до пожара 1969 года.
Уроженка Навозов Владислава Францевна Калиновская сразу после войны (когда освободили Паричский район), решила стать учительницей младших классов. Училась на педагога Мозыре. С 1944 постоянно учительницей работала в школе в Навозах. Все дети которые жили в деревне по началу получили образование начальных классов после войны именно у Владиславы Францевны. Она была учительницей у Станислава Альбиновича, Александра Альбиновича, Людмилы Альбиновны, Калиновской Валентины, Калиновского Валерия и многих других! Второй учительницей в школе была была Полина Терентьевна Некрашевич, приехавшая из Пекалич. Дети закончив четыре класса Навозовской школы шли в пятый класс Щедринской школы.
А еще вспоминают про так организовывали ясли на дому. Например, Леокадия Николаевна Калиновская тоже в своем доме размещала ясли для детей из Навозов. Когда в семье женщина рожала ребенка и не работала в колхозе, и не обрабатывала колхозные грядки - для семьи обрезали их сотки[9]. Поэтому женщины были вынуждены оставлять детей в так называемых яслях (кто то из деревенских женщин у кого было много детей, брали на день и других детей). За такую работу колхоз ставил трудодень. Но женщина все равно обязана была в другой день отработать в колхозе и прополоть колхозные грядки с морковью, сахарной свеклой и др.
А вот несколько коротких воспоминаний о которых нам рассказали бывшие ученики. Например, детей из младшей школы возили на экскурсию на автобусе в Бобруйск, катали на самолете в 1967 - 1968 гг. Когда дети приехали поздно с поездки, на следующий день была контрольная. Кто то пошел в школу, кто то нет!
Запоминающиеся мгновения школьных лет. В завершении учебного года - 30 мая был последний урок . Всей школой шли на экскурсию в лес, изучали растения, гнезда птиц и т.д. С собой брали сало и хлеб чтобы перекусить. Детям было очень интересно и познавательно. В конце учебного года разрешали нарвать ландышей т.к. это были растения с Красной книги, потому что в обычные дни это было строго под запретом. Разрешали, но для того чтобы подарить мамам. Полина Терентьевна в конце учебного года заменяла Владиславу Францевну, когда она сдавала сессию в университете. Владислава Францевна заранее выставляла оценки своим ученикам. И на детей Владиславы Францевны не обращали внимания учителя школы. Т.к. классы были большие и было много детей.
На фото справа - Калиновская Леокадия Николаевна. В 2020 году ей исполнилось 90 лет! Она живет в Бобруйске. И до этого времени она любит читать книги, хотя она смогла учиться только в нескольких начальных классах. И закончить школу не было возможности т.к. она полностью занималась домашним хозяйством вместо мамы и растила своих младших сестер и брата вместо погибшей в войну мамы. Однако жизненный опыт и самообразование позволили ей всю жизнь быть мудрой и рассудительной женщиной. Я, как внучка, зачастую поражаюсь бабулиной рассудительностью и мудростью.
Историю школы в Навозах мы восстанавливаем по крупицам, из документов и воспоминаний. Заметили неточность? Знаете интересные факты? Обязательно сообщите и мы дополним статью!
Примечания:
[1] Государственный архив общественных объединений Могилевской области: «Отчеты о работе польской партшколы-передвижки в д.Навозы Паричского района» ф. 6575 оп. 1 д. 361
[2] Навозы входили в Малиновский польский национальный сельсовет, примерно до 1935-1939 гг.
[3] Национальный Архив Республики Беларусь, Ф.30 Оп.2 Д.5111 Ведомости учащихся школ соц.воспитания Паричского района 1927 г. Для сравнения в 1926 году на территории района проживало 8887 детей в возрасте от 8 до 15 лет, из них охвачено образованием 4177.. В районе работало 52 школы. См.: Выводы по материалам обследования Паричского района //Бюллетень Бобруйского окружного исполнительного комитета. - 1926. - № 4. С.4-9 https://knihi.com/none/Biulletien_Bobrujskoho_okruznoho_ispolnitielnoho_komitieta_zip.html#1926-004.pdf_1
[4] Про политику СССР по отношению к польской диаспоре см. Альшэўская, С. І., Йоцюс, В. А., 2011. Некаторыя аспекты развіцця культуры польскага этнаса ў БССР (міжваенны перыяд), Европа: актуальные проблемы этнокультуры, Минск, 2011, с. 45–47.
[5] Педтехникум просуществовал в 1922-1937 гг. Подробнее см.: Казак, О. (2020). Функционирование Минского Польского Педагогического Техникума (1922–1937 Гг.) В Контексте Национально-культурного Строительства В Советской Беларуси. Науковий вісник Ужгородського університету. Серія: Історія, 1 (42). https://doi.org/10.24144/2523-4498.1(42).2020.202213[6] Читайте “Дело Учителей” книги //”Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка. Светлагорск і Светлагорскі раён. Кн.1 С. 201.
[6] Читайте “Дело Учителей” книги //”Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка. Светлагорск і Светлагорскі раён. Кн.1 С. 201.
[7] Вероятно полное имя Ядвига
[8] Вероятно полное имя Иосиф. После него, дом принадлежал его сыну Ярославу.
[9] Для членов колхоза (сельхозартели) устанавливался размер 50 “соток”, для не членов колхоза 30 соток.