История религиозных движений на Жлобинщине
Отрывок из главы "Жлобинщина Православная в лицах: История религиозных движений на Жлобинщине" Николая Шуканова / из книги "Святло каштоўнасцей духоўных: Жлобінскі край: мінулае і сучаснасць"
"В ХІХ в. Жлобинщину в религиозном плане можно характеризовать следующим образом. После того, как на соборе в Полоцке в 1839 г. произошла окончательная ликвидация церковной унии, православие здесь, как и в целом на Беларуси, становится преобладающим вероисповеданием. Накануне революционных событий 1917 г. в нашем регионе насчитывалось около 20 православных действующих приходов. А именно: в Жлобине, Стрешине, Святом (ныне Кирово), Пиревичах, Старой Рудне, Малевичах, Луговой Вирне, Скепне, Степах, Новомарковичах, др. В тоже время в этот период на Жлобинщине получает, если так можно сказать, второе дыхание католичество. Связано это с тем, что сюда, после подавления в Польше, Литве и Западной Беларуси антироссийского восстания в 1863 г., в массовом порядке, во избежание переселения в Сибирь, переезжают многие католические семьи из Западной Беларуси. В результате у нас появляются целые польские деревни, где, разумеется, господствует католическое вероисповедание. Это – Навозы, Чертеж, Замен-Рыння, др. Накануне первой мировой войны на средства католиков в Жлобине даже была построена каплица святого Казимира (ныне на этом месте размещается городской государственный историко-краеведческий музей)."
"В ХІХ в. Жлобинщину в религиозном плане можно характеризовать следующим образом. После того, как на соборе в Полоцке в 1839 г. произошла окончательная ликвидация церковной унии, православие здесь, как и в целом на Беларуси, становится преобладающим вероисповеданием. Накануне революционных событий 1917 г. в нашем регионе насчитывалось около 20 православных действующих приходов. А именно: в Жлобине, Стрешине, Святом (ныне Кирово), Пиревичах, Старой Рудне, Малевичах, Луговой Вирне, Скепне, Степах, Новомарковичах, др. В тоже время в этот период на Жлобинщине получает, если так можно сказать, второе дыхание католичество. Связано это с тем, что сюда, после подавления в Польше, Литве и Западной Беларуси антироссийского восстания в 1863 г., в массовом порядке, во избежание переселения в Сибирь, переезжают многие католические семьи из Западной Беларуси. В результате у нас появляются целые польские деревни, где, разумеется, господствует католическое вероисповедание. Это – Навозы, Чертеж, Замен-Рыння, др. Накануне первой мировой войны на средства католиков в Жлобине даже была построена каплица святого Казимира (ныне на этом месте размещается городской государственный историко-краеведческий музей)."